Капремонт восстановит дома после стихийных бедствий
Средства из фонда капремонта можно направить на ликвидацию последствий стихийных бедствий и аварий. Соответствующий приказ утвержден региональным МинЖКХ (приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 11.08.2017 № 260). Как указано в документе, в случае аварийных ситуаций природного или техногенного характера «капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без включения в Краткосрочный план реализации Региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий ЧС».
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайных ситуаций – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде
Эксперты отмечают, что с принятием данного нормативно-правового акта на территории Свердловской области должна решиться проблема с оперативным ремонтом жилых домов, разрушенных стихийными бедствиями.
«Все помнят начало июня 2017 года, когда наш регион оказался во власти сильнейшего урагана. Удару стихии подверглись 48 населенных пунктов. В результате штормового ветра произошли существенные обрушения кровли на 197 многоквартирных домах и 26 социальных объектах, электроснабжение было нарушено на территории 11 муниципальных образований, и это далеко не все последствия урагана. Формально направить деньги из фонда капремонта на ремонт и восстановление домов не представлялось возможным, так как до конца не был регламентирован порядок действий муниципальных властей. Сейчас есть понятный механизм, по которому можно и нужно работать», – пояснила Елена Тюменцева, специалист отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Последствия урагана в г. Нижний Тагил. Июнь 2017 года
Решение о проведении капитального ремонта в таких домах должны принимать органы местного самоуправления на основании сведений, полученных по результатам выполненного внеочередного мониторинга технического состояния дома. Далее, в течение шести месяцев с момента введения режима ЧС или с момента аварии природного или техногенного характера, Администрация муниципального образования направляет региональному оператору полный пакет документов, подтверждающих решение о проведении капремонта.
Однако есть ряд причин, по которым региональный оператор вправе отказать в выполнении капитального ремонта в таких домах. Например, если предусмотренные в дефектных ведомостях работы не включены в перечень услуг (или) работ по капремонту, определенный Жилищным Кодексом РФ и областным законом (ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, ст. 17 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127).
Когда стоимость капремонта дома превышает прогнозируемый совокупный объем денежных средств, которые собственники смогут собрать за счет взносов, это тоже может стать причиной отказа. Кроме этого, если затраты на капремонт многоквартирника превышают размер предельной стоимости работ, которая может оплачиваться регоператором, капитальный ремонт раньше установленных Региональной программой сроков проводиться не будет. Поэтому чтобы не было оснований для отказа, органам местного самоуправления необходимо детально и комплексно подходить к решению вопроса о выполнении капремонта в домах, разрушенных стихийными бедствиями.
При положительном решении региональный оператор составляет локальные сметные расчеты, определяет плановый срок проведения работ по восстановлению поврежденного общего имущества и в качестве технического заказчика организует выполнение работ.
Отметим также, что если средств региоператора недостаточно для выполнения капитального ремонта, то органы местного самоуправления определяются иные не запрещенные законом источники финансирования.
При ежегодной актуализации Региональной программы проведение капремонта в домах для ликвидации последствий, возникших вследствие аварий или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, будет учитываться.